Дискуссионный Клуб Полтава, Концепции 0

Подготовка / Организация профессиональной Конференции

Подготовка / Организация профессиональной Конференции

Викентьев И.Л.,
Руководитель Оргкомитета Конференций портала TREKO.RU

 

Как самому разрушить свою Конференцию?

Часто проектирование новой профессиональной Конференции начинается с выдвижения следующих идей: Конференцию надо сделать непременно “круто”, а именно: объявить “крутые цены” и пригласить “самых крутых” спикеров. Открывать Конференцию должен высокопоставленный чиновник. Заканчиваться Конференция должна банкетом в непростом месте: на теплоходе, в оранжерее или в бассейне… 

При этом сама подготовка перепоручается руководством молоденьким офисным девочкам – в известной российской традиции: “Не царское это дело”

Скоро становится ясно, что желающих платить по “крутой цене” мало, а именитые Докладчики, как минимум, капризны. И не очень квалифицированные офисные девочки в состоянии только бояться таких Докладчиков… 

Ближе к дате проведения Конференции ее основатели вспоминают про финансовый план, с грустью смотрят на него – и решают получить задуманные дивиденды посредством рекламы. Поэтому они начинают всячески продвигать в рамках Конференции самих себя, знакомых, а также давать необоснованные авансы господам рекламодателям – размещая на сайте вызывающие изумление спонсорские пакеты. 

Начинается Конференция с множества мелких организационных “глюков”: Где раздаточный материал? Где мой бэдж? Когда все начнется? Почему не соблюдается регламент? Кто за что отвечает?, но они – в другой российской традиции – закрываются милым щебетанием офисных девочек. Далее идут выступления Докладчиков и всем становится ясно, “под кого” сделана Конференция. 

При этом существует устойчивая закономерность: чем более именит Докладчик, тем он гарантированнее опаздывает на время своего выступления, тем менее его выступление связано с заявленной тематикой Конференции и тем больше он “заезжает” на время выступления следующего Докладчика. 

Кроме этого, на людей опытных производит странное впечатление подмена части выступлений откровенными рекламными презентациями. На бизнес-языке это означает, что они заплатили свои деньги за прослушивание чужой рекламы. 

Дабы все было “на уровне”, не исключены возлияния спиртного, особенно среди лиц, особо приближенных к Оргкомитету. 

К этому моменту большинству Участников становится ясно, что правила игры различны для различных Участников. Например, кто-то заплатил по “крутой цене”, а кто-то пришел на Конференцию просто так, потому что он друг и знакомый. 

Опыт показывает, что подобный формат разрушает Конференции, Симпозиумы и т.п. изнутри. Недаром Ю.М. Лужков в своей лекции “Российские законы Паркинсона” заметил: “В России любят всякие начинания. Как мэр, я постоянно получаю приглашения на Первые съезды. И знаете, что заметил? Второй, а тем более третий съезд – большая редкость”… и далее: “…я внимательно изучил этот принцип “тяп-ляп”. Действует безукоризненно. Не только в отношении конечного результата, нет: на каждом этапе, в любой детали что-то не дорабатывается, остаются мельчайшие недоделочки, невыверенности, несовершенства”

Все вышеназванное объясняется не чьим-то злым умыслом, а малой конкуренцией на рынке, позволяющей проводить профессиональные конференции откровенно халтурно… 

Необходимость профессиональной Конференции, на которой выступают не только знакомые

Издавна люди, занимающиеся интеллектуальным трудом: литераторы, журналисты, обществоведы, научные работники и т.п. находили самые разные формы неформального общения. В XIX веке это были различные домашние кружки (в том числе – и марксистские); позднее – различные встречи вокруг известных личностей, при учебных заведениях, редакциях журналов, театров (вспомним феномен “Таганки” в советское время); сейчас – при некоторых интернет-порталах (то, что сейчас принято называть “комьюнити”) и т.п. 

Не знаю, как, например, для камнерезов, но для интеллектуальных работников эти формы общения необходимы как воздух. Подобные дружеские встречи были, есть и будут. Как правило, подбор участников этих неформальных встреч характеризуется личным знакомством. Общение в тесном, дружеском кругу имеет массу плюсов. 

Но для становления профессий маркетолога, бизнес-тренера, консультанта и т.п. неизбежны изменения и уже нельзя формировать подобные мероприятия по принципу “личных знакомств”, поскольку аудитория становится все более широкой и географически, и профессионально. 

Работать начинают другие инструменты, а именно – открыто опубликованные Правила / Устав конференции, в котором зафиксирован баланс прав и обязанностей для всех категорий Участников. Устав необходим, так как, например, Конференция TREKO.RU – это ситуация, когда среди собравшихся вместе Участников одних только директоров тренингово-консалтинговых фирм 60-70, и каждый из них может свободно проговорить c аудиторией несколько дней… 

Но, по мнению нашего Оргкомитета, каждый Участник – независимо от степени знакомства с нами – имеет право получить один и тот же сервис. 

Судя по всему, наш подход оказался трудным, но верным – но об этом ниже…

Проверенные правила Конференции

     “Мастерство не разовое действие, а привычка”
Аристотель


На сегодняшний день уже можно сказать, что Конференция бизнес-тренеров и консультантов получилась: начав с нескольких десятков человек на 1-й Конференции, последние 3 раза мы стабильно набираем около 120 Участников из 30 городов СНГ и Балтии и Оргкомитет бывает вынужден отказывать желающим, “проснувшимся” непосредственно перед Конференцией… Поделимся нашими правилами: 

Правило-1. Отделение содержания от рекламы 

Проверено многократно: когда опытный (!) бизнес-тренер / консультант видит несколько десятков собравшихся на секции Конференции, он – практически всегда – рефлекторно начинает заниматься саморекламой, а не изложением содержания Доклада… 

Профессиональные Слушатели, а особенно – Руководители, мгновенно это чувствуют и возникает названный выше вопрос: “За что мы платили?” По этой причине предварительное предоставление полного текста Доклада у нас обязательно. При этом мы публикуем все контактные данные Докладчика, но текст письменного и устного Доклада не должен содержать рекламы. Увы, в противном случае реклама “съедает” содержание… 

Для сложных услуг – которыми являются и тренинг, и консалтинг, на смену привычной связке: 

эмоциональная реклама –> спонтанный заказ,

приходит новая связка: 

качественное содержание –> осознанный выбор Исполнителя Заказчиком.

Правило-2. Обязательная предварительная открытая публикация Докладов 

На каждой Конференции Оргкомитет теряет в деньгах из-за того, что некоторые ранее зарегистрировавшиеся Участники “передумывают”… Почему так происходит? С большинством запланированных Докладов – как это принято на авторитетных международных конференциях – можно предварительно свободно и бесплатно ознакомиться на портале TREKO.RU. 

Да, Докладчику было бы гораздо проще ограничиться публикацией завлекательного названия Доклада, а в устном выступлении раскрыть лишь часть вопросов, намекая, что заинтересованные лица могут обращаться лично… 

Но, тем не менее, мы публикуем Доклады целиком и будем продолжать так поступать по очень простой причине: это честно. По мнению Оргкомитета, каждый уважаемый Участник Конференции имеет право знать, на что он едет. И еще. Многие Участники подчеркивают, что самое интересное происходит во время вопросов Докладчикам (на них по просьбам Участников теперь отводится 15 минут) и во время личного общения в перерывах. По неоднократно высказанному мнению, те Участники, которые нашли время и силы заранее прочитать Доклады, могут извлечь из этого много выгод – лучше понимать раскрываемую Докладчиком тему, заранее подготовить вопросы и более обдуманно сделать вывод, на какую из двух-трех параллельных секций пойти в данный момент. 

Правило-3. 30-минутный Доклад

Прежде чем продолжить изложение, задам вопрос: за какое время один Профессионал расскажет другому Профессионалу то новое и полезное, что он наработал за 6-12 месяцев? 

Может показаться, что для этого понадобится значительное время, скажем пара дней или, по крайней мере, несколько часов. Но опыт показывает, что 15-30 минут вполне достаточно, при следующих условиях: 
– выступление проходит именно перед Профессионалами (а не перед начинающими);
– Докладчик готовился и действительно (!) хочет рассказать коллегам не вообще обо всем, а только о наработанном новом. 

Известно: на приличных научных и научно-практических конференциях время Доклада всегда жестко ограничено. Это классика жанра. Повторим: если человек выступает перед профессиональной аудиторией, то ему вполне достаточно небольшого отрезка времени… 

К нам в Оргкомитет постоянно поступают предложения о проведении, например,“Моего Мастер-класса на 4 часа в рамках Конференции”. Это действительно очень выгодно для Докладчика, поскольку в аудитории одновременно присутствуют представители провайдеров обучения из 30 городов. Но, во-первых, Автору именно Мастер-класса не худо бы для начала иметь школу, учеников, систему книг; а во вторых, мы всегда просим заранее представить в Оргкомитет небанальный материал хотя бы на час… К сожалению, еще ни разу такой материал представлен не был. Прошу бизнес-тренеров и бизнес-консультантов перечитать предыдущую фразу – в ней есть смысл. Чуть перефразируя Сенеку, можно сказать: “Как и доклад, так и жизнь, ценится не за длину, а за содержание”.

Примерные темы возможных Докладов известны, опубликованы (например, стабильно популярна тема, связанная с оценкой качества краткосрочного обучения), но если Докладчик предлагает свою – это всегда приветствуется. 

Правило-4. Формула успешного Доклада 

В науковедении утверждается, что современная наука возникла тогда, когда проблемы, связанные с производством, вооружением, стали увеличиваться лавинообразно… 

Аналогично в тренинговом и консалтинговом бизнесе многие темы, с которыми можно было выступать в начале десятилетия, уже многократно проговорены на Конференциях. Подчеркнем: игроков рынка стало много – количество тренингово-консалтинговых фирм и фирмочек уже исчисляется тысячами. И, в определенном смысле, хороший Доклад на профессиональной конференции в 2007 году от рождества Христова – это результат небольшого исследования. Не потому что так хочется Оргкомитету, а потому что хорошие темы, лежавшие на поверхности, уже “расхватаны”.

Плюс, естественно, должно быть качественное изложение: письменное и устное. 

Главные критерии хорошего Доклада – полноценные ответы на 2 классических вопроса: что новогои полезного узнают Участники Конференции? 

Естественно, на профессиональную Конференцию, в отличие от семинара, могут быть вынесены новые, даже спорные моменты, но они должны быть обоснованы. Или: участники конференции ожидают материалы скорее из области А, чем из области В – см. Рис. 1. 

Уровни новизны на семинаре / тренинге и на профессиональной Конференции 
Рис. 1. Уровни новизны на семинаре / тренинге и на профессиональной Конференции

Правило-5. Помощь Докладчикам

Большинство Докладчиков благодарят Оргкомитет за помощь в подготовке их Докладов. Естественно, нам приятны благодарности. Но помогаем мы не из-за них, а потому, что считаем работу с Докладчиками прямой обязанностью Оргкомитета. 

Кроме того, стоит учесть, что рынок тренинга и консалтинга относительно молод. Опыт показал, что даже руководители тренинговых школ, увы, порой совершают ошибку: не задумываются над тем, перед кем выступают. Или, в виде метафоры: учительница может знакомить младших школьников с таблицей умножения, но на встрече с коллегами-учителями она рассказывает не саму таблицу умножения, а то, как подойти к этой теме, как давать материал, что посоветовать родителям детей перед каникулами, как контролировать усвоение после каникул, как данная тема связана с другими предметами и т.п. 

Правило-6. Некоммерческий формат

Цель нашей Конференции – обмен опытом, а не заработок Оргкомитета. Поэтому уважаемые Докладчики, предоставившей свои материалы в срок и чей доклад принял Оргкомитет,освобождены от орг-взноса, а цены для Участников – доступные.

Изложенные выше правила позволяют конструктивно пообщаться на профессиональные (а не личные) темы, и гарантировать Участникам, что их время и деньги не будут потрачены напрасно. 

И еще. Сделать Доклад и – как результат – получить поток заказов несложно, но для этого нужно систематически и технологично работать. Время непроверяемых рекламных деклараций про “уникальные и не имеющий аналогов товары / услуги” заканчивается…

Вопросы, на которые хотелось бы получить ответ

В ходе подготовки к Конференциям, деловой переписки с сотнями бизнес-тренеров и консультантов, появился ряд наблюдений, относительно которых у Оргкомитета пока нет твердого мнения… Мы бы хотели изложить их в виде вопросов – возможно у наших Коллег есть ответы и мы получим хороший Доклад на очередной Конференции? 

a) Что реально дает обучение на тренингах для тренеров, в школах консультантов? 

b) Есть ли в СНГ и Балтии незаёмные (!) разработки – по разным темам – приближающиеся по уровню к интеллектуальным системам К.С. Станиславского, Г.С. Альтшуллера

c) Существуют ли неочевидные рекомендации по созданию нового тренинга / семинара? Более простой вопрос: сколько в СНГ человек могут разработать качественный тренинг / семинар по действительно новой теме? 

d) Сколько времени нужно среднему бизнес-тренеру или консультанту, чтобы рассказать профессиональной аудитории обо всём новом, созданном конкретно им за весь период его работы? 

e) Умеют ли бизнес-тренеры и консультанты решать небанальные бизнес-задачи (пояснение: рассказ нескольких дежурных баек нельзя отнести к решению бизнес-задач) – см.: Конкурс по решению 22 бизнес-кейсов для бизнес-тренеров и бизнес-консультантов и Сложные бизнес-задачи, решаемые на Мастер-классе И.Л. Викентьева.

f) И не пора ли наводить порядок в области интеллектуальной собственности на отечественном тренингово-консалтинговом рынке?

См. также: 

Модестов С.Ю., Доклад о Докладе (как подготовить сообщение для Специалистов)

Викентьев И.Л., Методика оценки методик, книг, статей, семинаров и т.п.

Соколов Г.Б., Экспресс-диагностика Докладчика ДО Конференции

Викентьев И.Л., Современный консалтинг: мифы и решения

Поделиться:
0
Александр Золотухин

Александр Золотухин

Организатор Дисскуссионного Клуба Полтава, консультант по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *