Этот вопрос на Ютуб канале “Наши разговоры обо всём на свете” раскрыл Сергей Пецик.
Активным слушателем был Кихот.
Доклад Сергея Пецика: Легитимация как ритуал
Введение
Почему одни люди подчиняются другим, даже, если это противоречит их собственным интересам? Ответ прост: функция подчиняться уже заложена в нас с самого детства и даже ранее. Ребенок изначально подчиняется родителю не задумываясь. Это ясно. Но как быть с другими людьми – с правителем? Мы не рождались в его семье. Этот человек просто когда-то появился на нашем горизонте. Почему мы должны ему подчиняться? Почему именно ему?
Ответ прост: люди верят, что приказывающий имеет на это право. Это явление называется – «Легитимность».
Как это ни странно, но легитимность устанавливается через ритуал.
Богопомазание. Во времена монархий легитимность устанавливалась через церковь. Церковнослужители в те времена были наиболее образованными людьми и остальное население им доверяло.
Церковь провозглашала какого-то человека наместником Бога на Земле. Наверное, у многих возникал вопрос, а почему именно этого человека, а ни другого, может даже более благородного? Все вопросы – к Богу. А с Богом, как известно, не подискутируешь. Он в Zoom не выходит. Поэтому приходится принимать его волю без разговоров. Очень удобная штука.
Пришла эпоха научных открытий. То, что раньше считалось божественным чудом теперь четко описывается наукой и стало обыкновенным инструментом в руках людей. Концепция Бога начала шататься. А вместе с ней и авторитет церковнослужителей перестал быть всеобъемлющим. Легитимация правителя при помощи Бога перестала работать. Нужно было срочно искать новый инструмент легитимации. Очень важно понимать, что инструментом не должно быть что-то конкретное, с чем можно пойти и поговорить, что можно призвать к ответственности, в конце то концов.
Выборы. Решение было найдено. Новым символом и инструментом легитимации стал кто? – Народ. Этот ритуал назвали – «Выборы». Для тех, кто сомневается, что выборы – это ритуал, я попробую описать их стадии и найти характерные черты ритуала.
Стадия 1. Скрытая. По воле небес. Отбор кандидатов. Властные группы выдвигают из своего состава кандидатов. Суд божий вершится на небесах. Мы понимаем, что есть небеса и у нас к ним нет доступа. На землю являются новые лики. Происхождение их понятно – они спущены сверху. По воле небес. Но они есть плоть от плоти и кость от кости народ.
«Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя — ничто.
Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог
ваш.»
Евангелие от Иоанна 8:54
«Преподобный Сергий вышел из нас, был плоть от плоти
нашей… а поднялся на такую высоту, о которой мы и не чаяли…»
В. Ключевский
Стадия 2. Воспевание. Далее происходит восхваление единственно правильных кандидатов и опорочивание всех других кандидатов, в результате которого общество разделяется на адептов (сторонников) того или иного кандидата.
Отчаянным положением воспользуются искусные обманщики,
ложные «мессии», каждый из которых будет заявлять: «Я
Христос». Своим ложным евангелием они прельстят многих,
так как будут обещать людям освобождение от проблем и бед.
Олицетворением всех этих лжехристов будет антихрист,
последний ложный мессия и обманщик. Как Иисус Христос был
воплощением праведности, так антихрист будет воплощением
зла.
От Матфея 24:5
Есть Христос и есть антихристы. Причем, для каждого свой Христос. Если твой Христос – не мой Христос, то твой Христос – Антихрист.
Стадия 3. Таинство выборов. Третьим этапом вершится таинство выборов. Адепты стекаются в импровизированные места свершения ритуала.
«…ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди
них.»
Евангелие от Матфея 18:20
Играет торжественная музыка, у всех приподнятое настроение, мысли адептов окрылены надеждами на перемены к лучшему. Заходя в сакральное место, свершающие ритуал выстраиваются в очередь, за возможностью свершить ритуал. Участие в ритуале
нужно заслужить, пусть и минимальными усилиями. На этом строятся и компьютерные игры. Чтобы получить баллы, нужно приложить усилия, пусть и виртуальные. Обычно эти усилия выражаются в потере времени. В общем, усилия должны быть достаточно большими, чтобы участник ощущал ценность ритуала, при этом достаточно достигаемыми, чтобы участник гарантированно мог их совершить. Итак, адепт проходит в ритуальную кабинку, где он остается один на один с листиком, где начертано имя источника его надежд и чаяний. Он осеняет священное имя крестиком или, на худой конец, галочкой и проносит заветный листик к сакральному коробу, который, несмотря на свою прозрачность, хранит в себе великую тайну.
Стадия 4. Причащение. В этих местах часто происходит ритуал причащения в так называемых «Буфетах». Адепты вкушают яства, улыбаются друг другу, встречают там старых знакомых, соседей. Обсуждают как изменились вкусовые характеристики яств со времен предыдущего ритуала выборов.
Все органы чувств должны быть задействованы в ритуале. Зрение – украшенное помещение, нарядные люди; Слух – торжественная музыка, приятные беседы; Вкус – буфет; Обоняние – знакомый запах старой школы, запах выпечки; Осязание – качественно напечатанная бумажка с защитным рельефом.
Органы чувств являются окнами души во внешний мир, через
них в душу поступают внешние ощущения и впечатления:
“ощущение напечатлевает в уме виденные образы, и оно же
возбуждает пожелание того, что приятно, каждый раз обновляя
в памяти представления виденного прежде, и внося в душу
явственные облики этого…”
(христ.: Нил Синайский. Ч. 2. 1858, с.175);
Стадия 5. Выжидание снисхождения. После свершения таинства адепты удаляются в свои скиты и кельи на трёхдневное выжидание снисхождения благодатного «Результата выборов». Уполномоченные, специально отобранные, уважаемые люди закрываются в специальном особо священном месте со строгим названием ЦИК и колдуют над тем самым «Результатом выборов»
В это время верующие в замирании духа сидят перед алтарём. Здесь нужно немного отвлечься от рассказа и уделить особое внимание алтарю.
Алтарь во все времена занимал в жилищах людей центральное место. В каждой хижине есть самая большая комната, где домочадцы собираются для совместного времяпрепровождения. Вы, наверное, уже догадались, что алтарём современных людей
является телевизор. В алтаре располагается иконостас с образами. Это телепрограммы. Устройство иконостаса строго регламентировано.
На первом плане Сам Он, богоизбранный… ой, простите, народоизбранный. Там же показывают картины со сценами его жития. На них он выступает в роли различных чинов. В одном чине он само воплощение доброты с детьми и ягнятами (целует мальчика в живот). В другом чине строгий, но справедливый карающий судья, такой себе, «Спас в силах», «Пантократор» («Будем мочить в сортире!»).
Великий – очень велик, и не каждый осмелиться приблизиться к нему. Для того, чтобы сгладить разрыв между Ним и поклоняющимися существуют святые угодники. Сразу прошу прощение за такие сравнения, но здесь важно понимать, что какая вера, такие угодники. Соловьевы, Скабеевы, Романенки, Арестовичи и прочие пропагандисты. Их нельзя пропустить, потому что они играют важнейшую роль в системе верований и связывают адепта с объектом его поклонения. Именно на них последователи новой веры тратят наибольшее количество своего времени и именно через них новая Вера впитывается в умы. Каждый сам
выбирает, какого угодника почитать. Кто не понял, каналы можно переключать. Кроме связи с верховным, каждый угодник, если ему молиться, приносит поклоняющемуся подписчику какую-то конкретную суперспособность или услугу.
Если человеку не хватает наглости, он просит о ней святого Соловьёва угодника. Чувствует себя человек робко, не знает, что оппонирующему соседу ответить. Вот угодник его и наущает. Вдохнёт в него святую наглость, даст волшебные мантры – шаблонные фразы, одухотвориться ими страждущий, пойдёт соседа этим крыть и счастлив будет. У Алексия Арестовича наущаются самобахвальству или же обретают душевное успокоение, и т.д.
Итак, вернемся к «Выжиданию снисхождения». В назначенный срок глава ЦИК выносит на обозрение толпы «Священный результат выборов». Народ ликует. Апокалипсис отменен. Жизнь продлиться. «Мессия» принимает поздравления от своих апостолов, простых верующих и даже «антихристов».
Стадия 6. Коронация.
«Правда есть, — говорил он обескураженным послам, — что я
маленький незначительный человек, но это Бог мне дал, что
ныне я единовладец и самодержец руський … Выбью из лядской
неволи весь руський народ, а что раньше я воевал за свой вред и
неправду, то отныне я буду воевать за нашу веру
православную… Отрекитесь от ляхов и с казаками
оставайтесь, потому что Лядская земля згинет, а Русь будет
господствовать… Свободно мне там распоряжаться, мой Киев,
я хозяин и воевода Киевский, дал мне это Бог… с помощью моей
сабли.»
Б. Хмельницкий
Заключительным этапом проходит «коронация», которая теперь носит созвучное название – «инаугурация». Счастливый избранник уверенно шагает по красной дорожке, утканной золотыми узорами в белоснежных стенах роскошного дворца с бесконечно высокими потолками и дверями в окружении триумфально ликующего народа и элитарных его представителей. Помазанник возлагает руку на библию. Почему на библию? Это дань старообрядцам, которые ещё не перестроились на новый символ веры. Поэтому для них делается такой комбинированный ход. Так сказать, и вашим и нашим. Итак, возлагая руку,
избранник приносит клятвы. О том, как он будет заботиться о всех без исключения своих подданных и благодарит адептов за оказанное ему доверие. Ритуал состоялся.
Заключение
Так же происходят и другие значимые события в жизни общества: ритуал посвящения в первоклассники, ритуал зачисления в вооруженные силы, ритуал бракосочетания и. т. д.
Человек, это некая машина, в которую, чтобы она работала, должно быть вшито программное обеспечение. Таким программным обеспечением является система верований. Это своего рода операционная система (ОС). Она позволяет выполнять только те программы, которые она поддерживает. ОС можно обновлять. Можно откатывать назад, хотя движение в обратную сторону осуществляется редко. Мало кто станет менять Windows 11 на Windows 10, потому что старая ОС не может поддерживать большинство современных программ. В свою очередь, не все старые программы будут работать на новой ОС.
По сути вера и система легитимации – это неразрывные вещи. Невозможно объяснить человеку из средневековья идею демократического голосования. Представьте себе, что ученые изобрели машину времени и вы отправились в прошлое. В средневековье. И там пытаетесь людям объяснить систему демократических выборов. Люди идут выбирают депутатов, потом выбирают президента. Кого выбирают? Депутатов? А кто такие депутаты? – Ну, это как у вас бояре. Как это боярина выбирать? Боярин – это знатный муж. От слова бой. Бояре рождаются в боях. А боем, как ведомо, вершит Бог. Он решает, кому погибнуть, а кому прославиться. Опосля боярство передается от отца к сыну. Аки есть Бог отец и Бог-сын. Ну да ладно. Что тебе юродивому объяснять, равно не осмыслишь. А президент – это кто такой? – это как у вас Царь. – Царь? Как это смерды будут царя выбирать? Царь дан Богом! Это всё равно, что грешные люди будут Бога выбирать. Полнейший абсурд, если не сказать слово страшнее – ересь! А что делают с еретиками, я думаю, вы знаете.
Давным-давно смотрел фильм «Солнечный удар, 2014г.». Никому не рекомендую. Фильм слабый, однобокий и затянутый, но никак не выходит из головы сцена с мальчонкой и поручиком, когда мальчонка всё время пытался выведать у него, правда ли то, что написал Чарльз Дарвин в своей книге «О происхождении видов»:
«…Господин поручик, это что ж получается? Если все от
обезьяны… И матушка моя с папашей… Господи помилуй!
Ойой-ой! И сам Царь – от обезьяны! Царь! Как же так?! … Это что
же получается? Царь от обезьяны, и государыня, и детишки их…
И все великие князья, и владыка наш – от обезьяны! Господи
помилуй!»
х/ф Солнечный удар, 2014
Изменения в социально-политическом устройстве всегда берут своё начало от изменения системы верований. Менять её сложно и больно, но если этого не сделать, то всё останется, как есть.
Автор: Сергей Пецик
Статья Сергея Пецика в формате ПДФ: