Предвыборное напутствие
На «Руксперте» есть целый раздел с советами по ведению спора. Там разбирается огромное количество разной степени грязности приёмов, которые я изучал по мере чтения двух миллионов комментариев к своему блогу. Вместе с тем, как вы могли заметить, последние годы раздел пополнялся довольно вяло:
http://ruxpert.ru/Искусство_спора
Причина заключается в том, что я несколько разочаровался в дискуссиях. Увы, спокойная и корректная беседа стала огромной редкостью в наши дни. Большая завсегдатаев интернета предпочитает спорить с широко закрытыми глазами, даже если и пытаясь вникнуть иногда в суждения собеседника, то только ради того, чтобы поточнее его пнуть.
В итоге я пришёл к выводу, что если я хочу донести до кого-то свою точку зрения, количество споров в интернете мне стоит сократить до минимума. Переубедить кого-либо в споре крайне тяжело, а вот заставить собеседника своим напором встать на ещё более радикальную позицию, чем до спора, напротив, вполне реально.
Спор в интернете — это ведь не боксёрский поединок, где судьи начисляют очки, а рефери поднимает руку победителя. Каждый из участников ожесточённого спора обычно считает выигравшим именно себя.
Сейчас к нам приближается март 2018 года, дата очередных выборов нашего президента. Кто-то хочет видеть во главе России Владимира Путина, кто-то Владимира Жириновского, кто-то покойного Иосифа Сталина. Веские аргументы в пользу своей кандидатуры есть у каждой из сторон, и я уверен, что многие захотят эти аргументы в той или иной форме донести до оппонентов.
Вместе с тем переубеждение — это не та магия, которая делается при помощи громкого голоса и оскорблений. Как ни парадоксально это звучит для воспитанных в нашей культуре ушей, самый действенный способ донести свою точку зрения до оппонента — беседовать в корректной и дружелюбной манере, напирая на факты и стараясь по возможности воздерживаться от лозунгов.
Перефразируя Сунь Цзы, сто раз поспорить и выиграть спор — это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего — переубедить собеседника, не споря с ним.