“ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ”
Отрывок. Взято отсюда:
http://www.ab.net.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=537&Itemid=45
статья: «Черный квадрат» бухгалтерского учета
Александр ЗОЛОТУХИН
«Черный квадрат» Малевича
Картина «Черный квадрат» была написана Казимиром Малевичем в 1915 году. На первый взгляд, что может быть проще: на белом фоне черный квадрат. Такое каждый сумеет. Но вот что интересно – эта написанная в начале 20-го века картина до сих пор притягивает к себе исследователей и любителей живописи. А сам Малевич рассказывал, что после того, как написал «Черный квадрат», долгое время не мог ни есть, ни спать, не понимая до конца, что же он такое сделал*. Совершенно очевидно, что картина эта – результат сложной внутренней работы художника. Было создано нечто особенное и уникальное. Но без дополнительных пояснений «Черный квадрат» так и останется обычным квадратом.
Существует много уровней понимания «Черного квадрата». Но нас интересует следующий аспект. Как говорил один из критиков: «Черный квадрат в высшей степени амбивалентен**: это не конец или начало, а начало/конец, Нуль форм, чреватый всеми формами». А по словам самого Малевича:«…черный квадрат родитель всех форм визуального мира». Проще говоря, это модель первоосновы Всего, некое исходное Небытие, из которого произошло Все.
Кстати, полное название картины – «Черный квадрат на белом фоне». Квадрат – это первоформа, из которой состоят все остальные формы видимого мира. А белый цвет – это первоцвет, который содержит в себе все возможные цвета видимого мира. Таким образом, картина «Черный квадрат на белом фоне»изображает Первоформу на Первоцвете. В черном квадрате сосредоточены Все возможные формы и цвета.
«Черный квадрат» – это не живопись, не произведение исскуства, это философская категория, это повод к размышлению, к очищению своего сознания от прошлого опыта и знания – некое Чистилище. Все, что мы видим вокруг, имеет определенные формы, цвет. И мы проявляем себя только в рамках этих заданных не нами форм. Например, в традиционной живописи мы видим готовый сюжет на картине, и ничего своего добавить уже не можем. А тот, кто смотрит в черный квадрат, сам, как Творец, рисует в воображении свою картину, задает свои формы, отличные от заданных не нами. То есть, в черном квадрате сосредоточены все возможные картины. И мы выбираем ту, которую хотим, которую представляем. А не ту, которую диктует нам наш прошлый опыт и окружающая нас действительность. Фактически черный квадратпомогает освободить нашу творческую энергию.
То есть, снова подчеркну: «Черный квадрат» – это философия, это ход мысли. Практическая нужность этой картины заключается в том, чтобы раскрепостить воображение, чтобы понять, что видимое нами не есть единственно заданное. Это видимое условно. Таким образом мы можем создать другое видимое.