Конспект лекции Андрея Баумайстера: Теория и практика аргументации 2/4. Как бороться с пропагандой?
***
Ниже даны тезисы лекции в видео-формате
ОБЩИМИ ШТРИХАМИ
-Дело не в получении нового знания, а в создании новых знаний, новых структур самостоятельно.
-Как создавать?
Взять, например, любой исторический период и рассмотреть главные блоки: кто элита? связь политики, экономики и религии и так далее.
То есть, самостоятельно создать структуру знания.
Расписать такие структуры по разным странам, периодам.
-Как выстроены системы.
-На материале истории практиковать связи.
-Стать против хаоса в нас.
-Нам в ВУЗе дают много, но ми не помним.
–Надо работать на минимумах. Это доступно каждому.
–Сразу общая структура, а потом углубляться.
–Количество – на надо гнаться. Лучше меньше, но лучше.
–Имплицитное (скрытое, направленное в нас) знание.
–Настоящие знания – изнутри.
Главное – как мы связываем факты.
Информация – не знания.
Главное – как мы строим.
-Профессиональный философ должен изучасть мысли других.
-А обычный человек должен сам приходить к выводам.
-Факты и события – не реальность, не ценность.
–Реальность – это выстраивание в себе фактов.
–Цифры ничего не доказывают. Можно оценить только в контексте большой истории. Цифры – это только основания.
-Факты себя не объясняют.
-Факты – манипуляция. Они не учитывают других фактов.
-Нельзя цифры в дискуссии противопоставлять другим цифрам.
–Рассуждение:
1.Посылка;
2.Посылка;
ВЫВОД.
–Мотивированный интеллект (мотивированная рациональность) – что выгодно – находит подтверждение. Что невыгодно – отбрасывается. Избирательность фактов.
Никто от этого не гарантирован.
-Как противостоять мотивированной рациональности?
Нужно быть детективом – подозревать всех, а потом начинать взвешивать – выстраивать цепочки.
Нужно измерять вероятности – какой аргумент вероятнее объясняет ситуацию.
-Обмен мнениями – очень слабо.
Нужно усилить: посылками и в конце вывод. То есть, нужно аргументировать.
-Наша слабость – доверять себе. Хотя наши знания слабы.
-Аргументы – совокупность высказываний, связанных между собой.
Характер связи – доказательный и обосновательный.
Связывать нужно так, чтобы создать доказательный эффект.
***
Тезисы в видео-формате.
***
Дискуссионный Клуб Полтава через призму этой лекции:
Стороны дискуссии (дискуссанты) являются детективами.
Они ищут аргументы (характеристики) дискуссионного вопроса.
А не доказывают друг другу или слушателям, зрителям позицию, которую обосновывают.
Я пока на позиции мотивированного интеллектуала, но хочу встать на стезю детектива. Спасибо за конспект).
Я пока на позиции мотивированного интеллектуала (если быть до конца честным перед собой), но хочу встать на стезю детектива в окружающем нас бушующем океане информации. Спасибо за конспект).
я подозреваю, что мы все мотивированные интеллектуалы. Это мы просто хотели бы быть детективами. Но хотеть не значит быть)