24.08.2023.
Начали дискуссию с Сергеем Костенко. Я спросил Сергея, какова его мечта.
Он сказал – изменить мир. Думаю, ничего себе, закинул за плечи!
А что не устраивает? Говорит, мир живёт неправильно. Нет мечты. А у людей должна быть общая мечта.
Чтобы изменить мир, нужна власть.
Дальше Сергей сказал, что мечтает о государстве свободных людей.
Чтобы государство не доминировало.
Но тут, на мой взгляд, есть противоречие. Ведь общая мечта и государство свободных людей – это противоречащие друг другу тезисы.
Если государство свободных людей, то каждый делает, что хочет. Хотя можно сказать, что тогда будет мечта всех – быть свободными.
Но на самом деле, всё будет сложнее. Вряд ли большинство хочет быть свободными.
Дальше Сергей предложил пройтись по тезисам его поста в Фейсбук.
Первый его тезис – (1) Мир создан для жизни.
На мой взгляд, этот тезис очень неконкретный, каждый может понимать его как хочет. Что такое мир? Что такое создан? Что такое жизнь?
Ответы будут очень разные.
Да и как можно утверждать, что мир создан для жизни? Мы этого не знаем, для чего создан мир.
Мы можем только констатировать, что мир (люди, Земля, животные, природа, звёзды) есть. А также, что мир находится в постоянном развитии (изменении).
Поэтому в противоположность первому тезису Сергея я высказал свой тезис: (1) Мир существует в развитии.
Второй тезис Сергея – (2) Жизнь для свободы.
Этот тезис будем разбирать завтра.
30.08.23
Сегодня разбирали второй тезис Сергея – (2) Жизнь для свободы.
Во время обсуждения стало понятно, что свобода никогда не бывает абсолютной, а всегда относительна. Но если свобода относительна, то выходит, что свобода в определённой степени существует всегда. Нет такого, чтобы её не было вообще. Поэтому говорить, что жизнь для свободы – не совсем корректно. А зачем тогда свобода? Сергей говорит, что для развития.
Но тогда выходит, что свобода – это средство для достижения развития. Но тогда жизнь не может быть для средства. Средство не есть целью.
В итоге предложен другой тезис – (2) Жизнь в развитии. В этом тезисе нет утверждения (для), а фиксируется, констатируется (в) существующее положение вещей. То есть, мы не знаем, для чего жизнь, мы можем только констатировать то, что видим – она в развитии.
Хотя этот второй тезис не очень отличается от первого, что мир существует в развитии.
Поэтому можем сказать общий тезис: Мир, жизнь существуют в развитии.
В следующую нашу с Сергеем встречу будем разбирать третий тезис – (3) Больше справедливости – счастливее мир.