Конспект лекции Андрея Баумайстера: Нужна ли нам справедливость?
Вторая часть обсуждения и анализа книги Майкла Сэндела “Справедливость”
***
ОБЩИМИ ШТРИХАМИ
-Есть три подхода к справедливости:
1.Свобода – это максимизация благ (утилитаризм);
2.Свобода – это наличие гражданских свобод (либерализм);
3.Свобода – это наличие добродетелей и общего блага.
-УТИЛИТАРИЗМ. Появился в 19 веке.
-умножение благ решает проблемы общества.
-“Наибольшее счастье для большего количества людей”.
-“Ценою жизни одного спасти многих”.
-Но в этом и опасность, если можно одни блага менять на другие.
-ЛИБЕРАЛИЗМ. Нельзя строить счастье многих на несчастье единиц.
-Два уровня – фундамент и надстройка.
-Фундамент – то, что не разменивается. Свобода личности, гражданские права.
-Надстройка – разменивается. – Утилитаризм.
-Неравенство – источник развития.
-Но при этом нужно открыть социальные лифты и чтобы незащищённые получали преимущества.
-Но сейчас либеральная модель в тупике. Она может работать на ограниченной территории. В глобальном масштабе не работает.
-ДОБРОДЕТЕЛЬ И ОБЩЕЕ БЛАГО. Нужно открытое публичное обсуждение.
-Но нужны люди, которые умеют обсуждать. И которые умеют понимать.
-Справедливость должна балансировать между разными интересами, оценивая, что является в данный момент более важным.
-Видеть всю картину, всю матрицу ценностей.
-Без ценностей и добродетелей не построим крепкое общество.
-А для этого нужно вести дискуссии.
-Чувство справедливости в нас вложено. Поэтому нужно обсуждать.
-Обсуждение, публичная общественная дискуссия – это политика общего блага.
-У нас у всех общее понятие справедливости. А не у каждого своё. Ведь иначе мы бы не могли возмутиться плохим поведением других.
-По Аристотелю добродетель самоценна.
-Если жить только по законам свободного рынка, то общество разваливается..
-Общество едино, если есть непродаваемые блага.
***
ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ ПОЛТАВА находится в матрице третьего понятия справедливости – добродетели и общественного блага.
***