Истина и бескорыстие по Анджею Гжегорчику
Источник
«При наблюдении поведения сильных людей бросается в глаза тот факт, что больше зла и ошибок совершают индивиды, в мотивации которых отсутствуют духовные ценности. Гитлер, Наполеон и русские коммунистические вожди хотели править всем миром. В конечном счёте их действия становились нерациональными и способствовали краху государств, над которыми они властвовали. Это позволяет заключить, что определённый минимум бескорыстия необходим для сохранения интеллектуального равновесия. Как было сказано, девиация действия укоренена в девиации мышления – извращения взглядов, описания и оценок мира. Бескорыстный человек относится к миру честно. Истина содержится только в бескорыстном отношении к миру. С познавательной точки зрения он готов принять и открыт на любой ответ действительности, стоит перед миром в смирении и сдерживает все желания, которые могут нарушить процесс познания. Для бескорыстного человека личные жизненные стремления в процессе познания мира теряют ценность. Он пренебрегает любыми выгодными и удобными воззрениями, а собственное удовольствие для него ничего не значит. Только истинное отражение мира в познании и высказывании обладает ценностью. Патологическое восприятие мира связано с корыстью. Человек видит только те явления, восприятие которые приносит ему корыстное удовольствие. А интеллектуально-корыстное удовольствие содержит в себе нечто большее по сравнению с удовольствием от познания истины. Причём, такая корысть располагается рядом со сферой чистого познания. Речь идёт о специфическом самодовольстве, связанном с осознанием собственной важности в процессе познания. Людям свойственно испытывать чувство удовольствия от доказательства, подтверждения, эффективности и оригинальности собственных утверждений, гипотез, методов и формулировок. Это чувство повышает значимость личности и связано с предположением, что она познает истину и совершает открытия. Данные свойства обладают также социальной ценностью. Иерархия социальных оценок благоприятствует желанию господствовать в ней. Общество стимулирует такое стремление и санкционирует представление об обществе как множестве различных иерархий. В обществе создается эффект признания индивидов, вышестоящих в иерархии. С этим эффектом связаны многочисленные витальные блага – удача, уважение, высокие доходы, одобрение со стороны авторитетов и общества, отличия, награды, известность, социальное положение, материальные привилегии и т.п. Вся эта система связана с признанием того, что некие ценности действительно достигнуты. Само право раздавать такие награды есть следствие целой системы предпочтений, которая всегда дискуссионна. Чувство удовольствия от социального признания нарушает заинтересованность самим процессом познания. Существует психологическое отчуждение познавательных действий, когда человек придает большее значение эффекту признания, нежели духовной ценности самого действия. Такой эффект начинает играть роль главного критерия ценности, причём признание заметить легче, нежели духовные ценности. Наиболее опасно то, что признание воспринимается и воспроизводится как ценность сама по себе, а не как следствие достижения духовной ценности. Одобрение авторитетов зависит от доступа к ним и стремления показаться лучше, чем ты есть на самом деле. Одобрение со стороны общества зависят от рекламы и известности. Авторитеты, в свою очередь, податливы на известность тех или иных лиц. Те, кто признаются «арбитрами», раздают отличия и награды по знакомству и протекции, предпочитая сторонников для укрепления собственного положения. Чтобы получить социальную поддержку, надо перейти на сторону сильных. В итоге индивид лишь в незначительной степени реализует высокие духовные ценности. Благодаря надлежащей рекламе и поддержке со стороны национальной, политической или конфессиональной группы он может получить непропорционально большую известность и признание, хотя его заслуги значительно меньше тех индивидов, кто действительно реализует духовные ценности. Экономическая динамика страны нередко способствует известности и признанию её деятелей. […] Как известно, изобретение денег было великим открытием. Благодаря упрощению обмена оно облегчило совместную жизнь и выживание людей. Зато сегодня мировая финансовая система кормит массу банкиров и финансовых клерков, создавая одновременно для многих стран искусственную задолженность с помощью финансовых ловушек. В конечном счёте деньги превратились в средство эксплуатации, а не облегчения существования человека».
Анджей Гжегорчик, Жизнь как вызов: введение в рационалистическую философию, М., «Вузовская книга», 2000 г., с. 243-244 и 250.