Как очищается общество («Амба» В.Карпенко, 5 т.)
Я прочитал пятый том «Амбы» Владимира Карпенко.
Пятый том называется «Тайбола».
Очищение
В пятом томе описано, каким макаром в обществе будет происходить очищение, то есть, переход от состояния прокажённости, заражённости духом стяжательства, к состоянию чистоты, святости, то есть, жизни в состоянии достижения блага для всех, а не для себя.
Такого себе коммунистического идеала. Справедливости, Равенства, Братства.
Напомню сюжеты предыдущих томов
Первый том рассказывает о праведниках, противопоставляя их всем остальным – как откровенным бандитам, так и приспособившимся.
Праведники видят идеал и живут согласно идеала. Но идеал вступает в противоречие с реалиями жизни, поэтому праведники всегда не ко двору. Они всегда всем мешают.
Отдельно в первом томе не сказано, как он называется. Хотя отдельные главы этого тома публиковались под названием «Твёрдость одиннадцать». По мнению геологов, «…в живой и неживой природе нет ничего крепче алмаза. Твёрдость его по специальной таблице – 10 единиц» (см. том 1, стр. 5 «Слово об авторе»).
Так вот у праведников твёрдость 11.
Второй том называется «Зона на воле». О втором томе я писал здесь.
Он о том, как сегодня устроена жизнь в обществе – по принципу зоны. Законы, порядки. Рулевые, смотрящие. Работящий люд. Иерархия. И стремление каждого получить себе, лично себе наибольший материальный интерес.
Такое устройство нашей жизни является отражением нашего пещерного сознания. Хотя техническая человеческая цивилизация далеко ушла от пещерного сознания. В сегодняшнем обществе существует таким образом громадный конфликт – между пещерным сознанием и возможностями, что предоставляют технологии.
В этом большая опасность. Ведь конфликт может разрешиться через уничтожение всего человечества. Люди с пещерным сознанием могут направить технологии для уничтожения себе подобных, а не на развитие всех.
Человечество может сохраниться, только если изменится сознание людей – с пещерного на космическое. Это когда вместо беготни за личной выгодой люди направят свои стремления для выгоды общества.
Такие космические люди у нас есть. О них и рассказано в первом томе. Это люди праведники. Автор называет их ещё Правдецами.
Третий том называется «Беспредел». О третьем томе я писал здесь.
В этом томе даётся ответ на вопрос: Как людям жить достойно в рамках сегодняшнего несовершенного мира? А это время, как назвал автор, Эра Злобы и Крови, будет ещё длиться не меньше одного тысячелетия, а то и тысячелетий.
То есть, человечеству во всяком случае ближайшее десятилетие придётся жить так же, как оно жило и до сих пор, в состоянии «Зоны на воле», «Беспредела», в состоянии Злобы и Крови.
Так вот какие основные жизненные стратегии для этого времени?
Первая – стремиться создать справедливое общество. В сегодняшней жизни эта цель недостижима. Поэтому первая стратегия проигрышная. Те, кто будет ей следовать, расшибут свои лбы о стену. И ничего не достигнут ни для себя, ни для общества. И даже наоборот – принесут страдания обществу, много зла. Как пример – создание СССР.
Вторая – уйти в природу. То есть, замкнуться от людей. Сберечь свою душу. И не мешать обществу вариться в своём злобном вареве.
Это две крайние стратегии. Между ними обретаются ещё основные две промежуточные.
Третья – стать на путь материального стяжательства. По сути – отдаться на волю существующего времени. Тянуть блага себе, своим потомкам. Таким образом можно обеспечить себе и своим потомкам очень хорошую жизнь. Но подобная стратегия приводит к увеличению несправедливости в обществе, к зависти. В итоге приводит к бунтам, революциям, во время которых стяжателей уничтожают и их добро разворовывают.
Четвёртая – жизнь обычного рабочего человека, который за небольшое вознаграждение трудится тяжело, напряжённо.
Это четыре основные стратегии. Но можно выделять подстратегии, подподстратегии.
Каждый выбирает ту, какая ему ближе по душе.
В этом состоянии беспредела Человечество варится, пока не доварится до состояния готовности перехода в иное своё качество. По мнению автора романа, Человечество со временем должно перейти в качество Справедливости, Равенства и Братства.
Четвёртый том – «Проказа». О четвёртом томе я писал здесь.
Он рассказывает о жизни элиты, общественного слоя власть имущих.
Элита в сегодняшнее время живёт в состоянии заражения души стяжательством.
Стяжательство проявляется в желании удивить других, унизить.
Представители элиты совершают преступления, но являются неподсудными.
Элита над законом.
Элита балалаит народу о коммунизме, но в итоге коммунизм строит лишь для себя. А для народа пряники или кнут.
Гордыня и корысть.
Ну и пятый том – о путях очищения общества.
Как будет идти очищение
Смотрим, как это описано в пятом томе «Амбы».
Через праведников.
Сосредоточив в своих руках огромные богатства, элита видит, что для сохранения этих богатств нужно привлекать праведников – тех, которые не украдут, но приумножат. А также прославят на века благодетелей.
«Пожертвования. Пудовые свечи в храмах – всё это самообман». (т. 5, стр. 115, тропа 5 «Потери и находки»).
«Проф до боли в голове думал: как извернуться, чтобы его именем назвали какую-нибудь захудалую каменюку космоса? Важнее для него, выражаясь языком искусства, не сумма премии, а «корочки». Звание «олимпийского чемпиона». (т. 5, стр. 117, тропа 5 «Потери и находки»).
«Беспроигрышный бизнес, красота для потомков, но главное – на вечные времена парк его имени. И у входа во весь рост – скульптура с тростью работы Андрея Джовбы из бронзы и камня. А это – главнее главного, как базарит Правдец со своими корешами». (т. 5, стр. 122, тропа 5 «Потери и находки»).
Но праведникам не интересны эгоистические мотивы элиты.
Праведникам интересны общественные проекты. Таким образом, в управление праведников будут даваться средства для общественного развития.
«Но почему, как и откуда появляются Алимаасы?! Что и как закаляет их? Что ожидает таких в теперешней жизни? Тем более – в будущей?! Они нужны землянам не для смуты и пустых призывов к справедливости». (т. 5, стр. 104, тропа 4 «Клинок Алимааса»).
Через детей праведников.
«Он, скорее, умрёт, чем станет служить Профу и за несметные сокровища». (т. 5, стр. 398, тропа 16 «Поиск истины»).
«Молодёжь страны худо-бедно вливается в теперешнюю жизнь». (т. 5, стр. 399, тропа 16 «Поиск истины»).
«Путь через детей, вероятно, самый верный и близкий». (т. 5, стр. 251, тропа 10 «Горестные радости»).
То есть, если праведники отказываются взять в своё управление награбленное элитами, можно попробовать передать награбленное в управление детей праведников.
Дети праведников тоже имеют психологические задатки своих отцов, хотя и не в такой мере.
«Перекусив, хозяин и гость вновь вышли на воздух, обговаривая условия создания благотворительного фонда имени Серафима Прокоповича Снесаря после его ухода из жизни. Особенно важно соглашение, прежде чем заверять у нотариуса документы, о замораживании его, магната, и клонировании». (т. 5, стр. 254, тропа 10 «Горестные радости»).
То есть, преступник, бывший пахан зоны, а сейчас один из главных рулевых постсоветского пространства, договаривается с сыном Макара Джовбы, праведника, о том, чтобы сын Макара, Максим, стал руководителем благотворительного фонда.
«По меркам так называемых цивилизованных стран дети и внуки семейства Джовбы при соблюдении условий договора на девяносто девять лет становились владельцами громаднейшего участка тайги, хозяевами немеренной территории сказочного состояния». (т. 5, стр. 256, тропа 10 «Горестные радости»).
Через детей элиты.
Не все дети элиты оказываются заражены проказой стяжательства.
Такие дети протестуют против преступлений отцов.
Вступает в действие философский закон отрицания отрицания. Дети отрицают эгоистические практики отцов и становятся общественниками.
«Оставьте в покое. Делайте свои доллары кровавые. Противно в наших хоромах жить. Какой нормальный человек хвастает музеем пыток? Лишь катюга с ледышкой вместо сердца! С дедом понятно – у кровавого Усача палачом служил. Ты, Аскофил, думал, откуда у бати столько башлей? В Голландии узнал, сколько стоит гранилка алмазная. Людям жрать нечего, а мы в брюлликах купаемся. Передай нашему пахану и сам запомни: Борька – анархист. Недавно вступил. Их партия – помесь голоштанников с новыми, но знаются и с быдлом, как наша рваная элита народ величает. По-настоящему ратуют за свободу полную. Для всех! Дождётесь! На вилы, как в семнадцатом году, поднимут любителей кровавых ванн и шоколадных массажей. Зажрались! И вас проткнут! Выручать – не стану». (т. 5, стр. 358 – 359, тропа 14 «Отцы и дети»).
«Коммунизм и социализм, Свобода, Равенство и Братство для вас – зараза страшнее проказы, а для меня – сладкая сладость. В день совершеннолетия, как дядя Бугров, вступлю в компартию.
– Зачем ты так, Лилюшка?!
…Меня спросили? Хочу ли я в каменные джунгли? К миллионам награбленным. К волко-акулам! Стыдно друзьям в глаза смотреть.
…Девушка развернулась и поплыла, слегка покачивая бёдрами, танцующей походкой многих островитян к играющим в волейбол новым друзьям – к недавним алкоголикам, наркоманам, проституткам и иным «кам» и «нам». (т. 5, стр. 502, тропа 20 «Отшельники»).
Через изменение психологии элиты.
«…чтобы сохранить «дворцы и сопки», а значит и «долины», требуется срочно изменить психологию так называемых новых небожителей. …Побеждали, если быть откровенным перед собой, не только сильнейшие, но и нахрапистые, кто забыл во время драки о правилах и нравственности, о писаных и неписаных добродетелях». (т. 5, стр. 232, тропа 9 «Двойные игры»).
То есть, сохранится та элита, которая сможет пробудить в себе нравственные начала. Такая элита станет очищенной.
«Быстро наши новые забыли Октябрь семнадцатого года. Жируют не втихаря – на виду. Взахлёб. С экрана телека не сходят». (т. 5, стр. 350, тропа 14 «Отцы и дети»).
Если не изменить психологию – закончится бунтами, революциями и отъёмом собственности элиты, а также лишение их жизни.
«От личных дорогих вещей и уникальной обстановки в доме иногда становилось невмоготу». (т. 5, стр. 550, тропа 22 «У порога двухтысячного»).
Через уход в природу.
Макар (один из главных персонажей роман) уходит в тайболу (непроходимую тайгу). Уходит от людей. Его психология не выдерживает несправедливостей мира. Там он сохраняет праведность.
«Сейчас же Макар ушёл от избыточных благ цивилизации, но ещё больше от того дела, чему посвящали себя в новой жизни большинство землян. Болели этим бывшие друзья детства. Жаль, если и его дети заразятся проказой наживы любой ценой. Вмешиваться, однако, Макар не собирался. …Макар же в подобных случаях никого огульно, как это делает большинство, не осуждал. Каждый выбирает свою тропу в жизни. Геологи называют её азимутом». (т. 5, стр. 259, тропа 10 «Горестные радости»).
«Тайга, как рентгеном, безошибочно высвечивает нутро человека». (т. 5, стр. 404, тропа 16 «Поиск истины»).
«…Макарыч – редчайшая, кристально цельная натура. Подобные ему земляне, раньше или позже, пусть и в отдалённом будущем, окажутся по-настоящему ценимы и почитаемы человечеством Земли. Это будущее виделось светлым и тёплым». (т. 5, стр. 596, тропа 24 «Мелодии кораллового кедра»).
Основное философское замечание к роману
На мой взгляд, в основе романа идея о том, что сейчас Человечество живёт в греховности, говоря языком религиозным, или в Эру Злобы и Крови, говоря языком романа, но таки за каким-то далёким горизонтом нас ожидает рай, говоря языком религиозным, или же Эра Справедливости, Равенства и Братства, говоря языком романа.
То есть, сегодняшняя жизнь гнилая, недостойная. А вот завтрашняя будет ого-го!
И для того, чтобы завтра нежиться в жизни, сегодня должны страдать. Ну прям библейский сюжет.
Хотя в самом романе говорится следующее.
«…человечество живёт в Эру Злобы и Крови. Но Герман Павлович уверен: без крови, как ни печально, при подобном сознании народ в узде не удержать». (т. 5, стр. 541, тропа 22 «У порога двухтысячного»).
То есть, сейчас злобное время, но иного времени объективно быть не может.
Но если это объективно, зачем же придавать объективно существующему негативный эмоциональный оттенок?
Солнце светит объективно. И не светить оно не может.
Идёт дождь. Объективно. Поскольку таковы законы природы.
Люди рождаются и умирают.
Рождение и смерть – объективны.
Рождаются звёзды. И звёзды умирают.
И это тоже объективно.
Но если всё это объективно, то оно и гармонично, и справедливо. И равно. И эта объективная гармоничность существует всегда. Даже сегодня, в наше время, как назвал его автор романа – в «Эру Злобы и Крови».
Александр Золотухин, с. Рассошенцы Полтавского района, Полтавской области.
01.08.2023.