ПРЕДЕЛ ОБЪЕКТИВНОСТИ
Каждый из нас имеет некий предел объективности.
Это территория из понятий, утверждений, убеждений, за границей которой уже табу, враги.
Территория субъективности.
Границы этой территории помечены нами точно так же, как метят свою территорию собаки или другие твари.
Совершенно не важно, что находится За этой территорией.
Как и не важно, что в её пределах.
Важно только то, что эта территория Наша.
И можно вольготно и с наслаждением барахтатися в неи, как свиния в своём калу.
***
Самый приземлённый и обыденный житейский пример:
Диан любит Луи.
Луи отъявленный негодяй.
– Диан, но ведь Луи негодяй!
Диан не выгодно, чтобы Луи был негодяем.
Потому что разрушается её территория субъективности.
Личность Диан не устоит.
Ей будет некомфортно. Она будет страдать.
(тут как в анекдоте: «Диан, ты идиотка!» «Да, идиотка. Вот если бы я была замужем за генералом, то была бы генеральша»).
Поэтому Диан будет защищать своего Луи.
Он и такой, и растакой, растаковее других.
(и ощущать подсознательно: «Он мой, на моей территории. В нашем калу нам хорошо»).
***
Все разговоры в пределах своей территории будут встречены благосклонно.
Все разговоры, выходящие за пределы будут встречены агрессией, непримиримою злостью.
Любопытство будет посрамлено.
***
При рождении личность человека что называется пуста.
Её можно наполнить разными понятиями, убеждениями, привычками.
На которых личность зиждется, как на фундаменте.
Наполнили.
Не важно, как и чем.
Наполнили. Сосуд полный.
Всё. Фундамент сформирован.
Личность стоит.
Дале борется за сохранение себя.
Защищается от нападок выбить почву у себя из под ног.
Защищает свою территорию.
***
Пример из жизни:
Луи прихожанин православной церкви.
Он стоит на том, что только православие истинно. Всё остальное нет.
Луи по-собачьи пометил свою православную территорию субъективности.
Ему хорошо.
Всё остальное не в счёт.
Если удастся доказать ему, что таки истина тут сомнительна, Луи будет страдать.
Луи будет некомфортно.
Личность его не устоит.
Ранее сформированные границы территории субъективности будут разрушены.
Потому Луи что есть силы защищает свою православность.
Кто не православный, тот враг его личности. Его жизни.
***
Как правило, мало кто пытается выйти за пределы своей территории субъективности.
Обычно это больно.
Очень больно.
И страшно.
Сродни почти самоубийству.
«И зачем оно мне надо? Мне и так хорошо в своём тёплом калу.»
***
Во время спора, как правило, каждый защищает всего лишь свою территорию.
Истину не ищут.
Нет.
Причём тот из спорщиков, кто соберёт на свою сторону больше сторонников, по сути всего лишь утвердит свою территорию субъективности.
А его соперник, проигравший, разрушит свою территорию. И будет страдать.
И совершенно не важно, кто прав. У кого истина.
Истина тут та, что один страдает, а другой наслаждается.
***
Кстати, церковь знает об этом эффекте.
Церковь самый большой знаток человека.
Парадокс в том, что дела как первого, так и второго злы.
Без вариантов.
А в злых делах следует каяться.
Пример: характерная молитва кающегося – отрывок из Канона покаянного Иисусу Христу, песнь 6.
«…Ны́не приступи́х аз гре́шный и обремене́нный к Тебе́,
Влады́це и Бо́гу моему́
не сме́ю же взира́ти на не́бо,
то́кмо молю́ся, глаго́ля:
даждь ми, Го́споди, ум,
да пла́чуся дел мои́х го́рько.»
***
Да плачуся дел моих горько.
Без вариантов.
***
Во всяком случае, опираясь на церковное учение можно осознать относительность своей территории субъективности.
Осознать её субъективность.
Стать над этой территорией.
Приобрести навык критического отношения к границам территории.
***
А главная мысль тут в том, что осознание субъективности своей территории может служить новым фундаментом личности.
И этот последний не выбить из под ног уже никакими усилиями.
Личность в этом случае будет стоять, даже если раскритиковать и разрушить все границы её территории.
Потому как она знает, что все границы условны.
Границы виртуальны.
Подобное состояние личности очень близко к терпимости.
Или толерантности.
В то же время личность абсолютно безболезненно сможет менять, расширять свою территорию. А это служит главнейшим условием развития личности. Её роста.
***
«Ваша каша очень хороша! Она бесподобна!
Я наслаждаюся ею.
Но у себя дома я готовлю и ем свою кашу.
Мне интересно попробовать готовить и вашу.»
***
«Мой Луи негодяй.
Но он мой.
Я люблю его каким он есть.
Я жалею его.
Остальные в сто раз лучше.
Но они не мои.
Я не могу любить всех.
Мой Луи самый лучший только для меня.»
***
По сути каждый человек заслуживает только жалости.
Ни ненависти.
Ни преклонения.
Только жалости.
«Бедный, бедный…..»
***
Казалось бы, и зачем в церкви много плачут?
Сокрушаются, жалеют?
Церковь самый большой знаток человека.
Там знают, что человека надо всего лишь жалеть.
Прощать.
А о всех делах человеческих разве плакатися горько.
***
Тут же ещё такой аспект.
Всё, что специально направлено на разрушение личности другого – величайшее из зол.
Имя которому Преступление.
Не просто зло. А Преступление.
Преступление убийства личности.
Ненависть – убийство.
Преклонение – убийство.
Прощение – жизнь. Любовь.
Осознание субъективности – условие развития личности.
***
Собственно, в приложении предмета нашего размышления к состоянию спорящихся (комментаторов, критиков, мыслителей всех категорий и рангов и т.п.) скажем следующее.
Адекватный продуктивный спор, направленный на развитие личности (спорящих личностей), а не на её (их) убийство возможен при наличии по меньшей мере таких условий:
· -осознание субъективности своей территории субъективности;
· -внутренний посыл расширения своей территории;
· -терпимость к другим;
· -внутреннее состояние прощения.