Конспект лекции Андрея Баумайстера: Что такое справедливость?
Лекция об идее справедливости в XXI веке.
***
ОБЩИМИ МАЗКАМИ:
-Публичная философия – для всех. Независимо от образования, общественного статуса.
-Нужно ставить навык рассуждения, учиться ставить правильные вопросы.
-Задача философии – правильно задавать вопросы, обосновывать эти вопросы и переносить их в публичное пространство.
-Методика Сэнделла – организовывать публичные дискуссии. Давать возможность высказываться слушателям. За 1-2 часа таких дискуссий можно многое прояснить.
-ПОЛИТИКА ОБЩЕГО БЛАГА:
1.Ценности.
2.Добродетели.
-В мире нет однозначных систем координат. Вместе сосуществуют разные ценностные миры, например, ислам, христианство, селяне, город и т.д.
–По мнению либералов, темы ценностей и добродетелей публично обсуждать не нужно. Потому что они разъединяют общество. Возникают войны, конфликты.
-По мнению либералов, нужно обсуждать то, что объединяет:
-Западные универсальные ценности (права человека, свободный рынок, универсальные ценности). В этом случае будем стремиться к взаимодействию.
-Сэнделл: но вследствие действий либералов конфликтов стало больше. Общество не обсуждает добродетели и ценности, общество становится слабым.
-Универсальные ценности размыты.
-Главное средство политики общего блага – постоянные дебаты. Но для этого люди должны быть подготовлены и уметь понимать и вести дебаты. А для этого нужно другое образование.
-Либеральные универсальные ценности можно понимать по-разному. Потому каждый понимает как хочет.
-Либерализм – очень разный спектр воззрений.
-Сэнделл: возражает либералам – нужно говорить о ценностях и добродетелях.
-Джон Роуз “Теория справедливости” (1971 г.) – вернул на Запад дискуссии о справедливости. ЭТО ВАЖНО!
-Реал-политик – 200 последних лет. Это минимум морали, цинизм, прагматизм, отсутствие христианских ценностей. Разум без ценностей.
-Сегодня мировой порядок под угрозой. Демократические ценности потеряли смысл.
-Справедливость как остриё стрелы. Она существует и действует объективно. А раньше об этом старались не говорить – что похоже на ребёнка, который закрыл глаза рукой. Но конфликты есть. А потому о них нужно говорить.
-МОДЕЛИ СПРАВЕДЛИВОСТИ
Пример: Кому отдать флейту?
1.Марии (умеет играть, но имеет очень много всего);
2.Петру (не умеет играть, но не имеет ничего);
3.Паулине (изготовила флейту).
ПЕРВАЯ. Тому, кто умеет играть.
ВТОРАЯ. Тому, у кого ничего нет.
ТРЕТЬЯ. Тому, кто сделала флейту.
-Имеем три модели. Нет одного типа рациональности.
-Разные группы используют модели справедливости.
-Для разных ситуаций подходят разные модели справедливости.
-Чтобы найти лучший вариант, нужно постоянно дискутировать на эти темы.
***
А КАКУЮ СПРАВЕДЛИВОСТЬ ВЫБЕРЕТЕ ВЫ?
Смотря чего я хочу .
Если услышать хорошее исполнение, то тому кто УМЕЕТ играть
Если вопрос чья флейта, то Паулине.
Если распрелелить ценности, то Петру.
Последнее похоже как нам всем дали ваучеры))) в итоге они все равно оказались у тех….кто умеет играть))
Это и есть разумный ответ. Нужно смотреть в контексте.