Как учесть материалы исходя из нашей отечественной традиции и практики?
Предложено для разработки и размышления
украинскому бухгалтерскому сообществу.
Первоначальный вариант разработки: Александр Золотухин
Порядок бухгалтерского учёта 1 «Материалы»
Понятие материалов.
- Материалы (товары, готовая продукция, сырьё, материалы, запасные части, топливо и пр.) – имущество (вещи) предприятия, которые полностью используются при передаче их для использования.
Например, кирпич полностью используется при укладке в строительную конструкцию.
Купленные для дальнейшей продажи телевизоры полностью используются при их продаже (передаче покупателю).
- Материалы учитываются по наименованиям (или однородным группам, видам) в стоимостном (в гривнах) и натуральном (в штуках, килограммах и пр.) измерении.
Например, кирпич облицовочный 5 тыс. шт. по цене 11 тыс. грн. на сумму 55 тыс. грн.
Поступление материалов.
- Материалы учитываются на счёте «Материалы» по стоимости всех затрат, связанных с их получением до места хранения или использования.
Например, купили кирпич, заплатив поставщику 10 тыс. грн. (без учёта НДС). Кроме того, перевозка обошлась в 1 тыс. грн. (без учёта НДС). Всего стоимость материалов будет составлять 11 тыс. грн. (10 + 1).
- Если материалы получены бесплатно или по другим операциям, по которым не предполагается их оплата, они учитываются по цене, по которой предприятие могло их приобрести.
Например, один из учредителей предприятия вносит в качестве взноса в уставный фонд кирпич 5 тыс. шт. Предприятие могло приобрести такой кирпич по цене 11 тыс. грн., всего на сумму 55 тыс. грн. Таким образом, стоимость как кирпича, так и взноса – 55 тыс. грн.
- Стоимость хранения, дальнейшего (после получения) перемещения (перевозки) материалов учитывается на отдельном счёте «Расходы хранения и перевозки материалов».
Например, на этом счёте учитываются все складские расходы (зарплата кладовщиков, грузчиков, амортизация складов, услуги по их содержанию).
- В зависимости от особенностей своей деятельности, для учёта отдельных видов расходов, связанных с материалами, предприятие может внедрять дополнительные счета.
Например, предприятие осуществляет переупаковку приобретённых товаров. В этом случае целесообразно все расходы на переупаковку учитывать на счёте «Переупаковка».
Выбытие (расходование) материалов.
- При выбытии материалы оцениваются по цене, по которой они учитываются.
Например, числится кирпич 5 тыс. шт. по цене 11 тыс. грн. на сумму 55 тыс. грн. В течение месяца использовано на строительство 2 тыс. шт.
Сумма использованных кирпичей составит 22 тыс. грн. (11 х 2).
- Если прямым счётом оценить количество выбывшего материала затруднительно, может применяться другой целесообразный метод, например, средневзвешенной себестоимости, себестоимости первых по времени поступлений или цены продаж.
Например, на начало месяца числится 3 тыс. шт. кирпича по цене 10 тыс. грн. на сумму 30 тыс. грн. В течение месяца поступило такого же кирпича 5 тыс. шт. по цене 11 тыс. грн. на сумму 55 тыс. грн. В течение месяца использовано на строительство 2 тыс. шт.
Весь кирпич располагался в одном месте хранения, поэтому определить, какой из них расходовался, проблематично. Предприятие решило применить метод средневзвешенной себестоимости. В этом случае стоимость использованного кирпича составит 21,25 тыс. грн. [(30 + 55) : (3 + 5) х 2]
- Расходы, связанные с материалами и учтённые на отдельных счетах, списываются пропорционально стоимости расхода материалов по направлениям расходования материалов.
Например, расходы хранения на счёте «Расходы хранения и перевозки материалов» на начало месяца составили 40 тыс. грн. В течение месяца – 60 тыс. грн.
Материалы на начало месяца – на сумму 180 тыс. грн., поступило в течение месяца на 300 тыс. грн., израсходовано на производство продукции на 400 тыс. грн.
Расходы хранения, которые нужно списать на производство продукции составляют 83,333 тыс. грн. [(40 + 60) : (180 + 300) х 400].
***
Всё. Весь порядок)))
***
Предполагается, что правила бухгалтерского учёта можно изложить лаконичнее, нежели они изложены в существующих стандартах.
Можно изложить понятнее, нежели они изложены в существующих стандартах.
Наконец, можно изложить нашим языком, живым языком, а не языком механического перевода зарубежных документов.
***
Наконец, предполагается, что в процессе обсуждения можно наработать лучший вариант стандартов, который будет живым отражением реальной отечественной практики, а не мёртвым в наших условиях словом зарубежной бухгалтерской мысли.
***
Посему – приглашаю всех любознательных бухгалтеров к обсуждению)))