У хорошего начальника харизмы должно быть в меру.
***
Харизмой называют личную притягательность, умение увлекать и вести за собой других, или, говоря поэтическим языком, способность взывать к сердцам. Очевидно, что человек с выдающейся харизмой обречен стать лидером, и также очевидно, что тому, кто претендует на высокое положение в обществе, нужно иметь у себя побольше харизмы.
Однако, как и со многим другим, с харизмой нужно знать меру: если ее у начальства становится слишком много, то это самое начальство делается попросту неэффективным.
Исследователи из Гентского университета, Университета Антверпена и Свободного брюссельского университета проанализировали, как связаны между собой харизматичность и эффективность. Уровень харизмы оценивали по таким личностным характеристикам, как смелость, богатое воображение, яркость в поведении, нежелание подчиняться.
Эти характеристики, в свою очередь, выявляли с помощью специального психологического опросника; измеренную таким образом харизму сравнивали с тем, как видят человека со стороны – главным образом, те, кто работает под его началом. Оказалось, что такой «харизмоизмеритель» вполне годен к употреблению: оценка харизмы по четырем параметрам вполне соответствовала реальности.
Поучаствовать в исследовании пригласили несколько сотен человек, занимающих разных руководящие посты. С помощью вышеупомянутого опросника у них оценивали способность «взывать к сердцам», но, кроме того, у них также оценивали эффективность работы – для этого опрашивали их подчиненных, их коллег, находящихся на одном административном уровне, и их же начальников.
В статье в Journal of Personality and Social Psychology говорится, что среди опрошенных руководителей эффективность по мере роста харизматичности росла, но в какой-то момент харизма начинала им мешать, и эффективность человека падала. Неэффективность малохаризматичных и высокохаризматичных лидеров проявлялась в том, как они вели себя в проблемных ситуациях.
Те, у кого харизмы было мало, демонстрировали отсутствие стратегических умений, у них не получалось сформулировать единое представление о кризисе, не получалось создать общую стратегию выхода из него. У тех, у кого харизмы было много, проблемы были более процедурного характера: у них не получалось распределить задачи, верно оценить имеющиеся ресурсы, организовать должный порядок работы и т. д.
Любопытно, что такие свойства, как заносчивость и самовлюбленность, которые часто возникают у сверххаризматиков и которые портят отношения с другими людьми, сами по себе ничему не мешали – все дело было именно в сугубо управленческих минусах (хотя, конечно, можно предположить, что как раз зацикленность на самом себе как-то мешает вникать в детали дела и обращать внимание на мелочи).
Словом, лучше всего с трудностями справляются те, у кого харизма находится на некоем среднем значении, так что авторы работы даже предлагают компаниям организовывать специальные тренинги, которые были бы сосредоточены именно на харизме и помогали руководящим работникам либо дотягивать, либо понижать ее до наиболее эффективного уровня. (Я БЫ СКАЗАЛ, ЧТО ЭТО РАЗНЫЕ УРОВНИ ЛИДЕРОВ. ВЫСОКОХАРИЗМАТИЧНЫЕ ДОЛЖНЫ ЗАНИМАТЬСЯ СТРАТЕГИЕЙ. СРЕДНЕХАРИЗМАТИЧНЫЕ ТАКТИКОЙ)
По материалам American Psychological Association.
Подробнее см.: https://www.nkj.ru/news/31476/ (Наука и жизнь, Лишняя харизма мешает работать)