«ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО»
Ване пять лет. Дед Мороз дал ему подарок – конфеты. Ваня принёс конфеты домой и несколько съел.
– У меня в животике война.
– У тебя живот болит?
– Нет, там просто война идёт.
– Что за война?
– Да там конфеты с луком воюют.
– Так значит у тебя живот болит?
– Да нет, говорю ж, там конфеты с луком воюют.
– И как же они там воюют? Откуда там лук взялся?
– Нам в садике лук давали. И мама мне разрешила съесть несколько конфет. И теперь они там в животике все воюют. Но конфеты победят, потому что конфеты хорошие, а лук плохой.
Ага, понял. И я включаюсь с игру.
– Конфеты не могут победить. Они ж слабые. Ленивые. Лежат на диване. У них животы большие. А лук сильный. Он богатырь. Поэтому он и победит.
– Да нет, лук слабый. Он такой сухонький, маленький. Он не богатырь. Это конфеты богатыри. Конфеты хорошие, а лук плохой. Я не люблю лук. У нас в садике заставляют его есть. Конфеты победят.
***
На следующий день интересуюсь, кто же победил.
– Конфеты победили. Правда, одну убили. Но другие остались.
– А сколько ж осталось?
– Це-лых со-рок штук!
***
Любопытный итог войны. Ване ведь постоянно говорят, что много конфет есть нельзя. А то будет живот болеть. Но ему конфеты нравятся. Значит, конфеты однозначно хорошие. И они победят плохой лук. А как же иначе?
***
– Саша, главное понравиться!
Это мне говорит знакомый аудитор.
Я рассказал ему перед этим, как проверял несколько небольших предприятий.
Главбушки на них – молоденькие. Внешне довольно привлекательные и, как говорят, покладистые, душевные, что ли. В учёте не смыслят ничего. Ошибок много. Придётся штрафы платить.
С такими главбушками хорошо отдыхать где-нибудь на Багамах и наслаждаться прелестями жизни. Но бухгалтировать…
Директора кричат на них. Но как-то мягко кричат, по-отечески. Журят.
Главбушки сникают, ручки к груди – святая невинность.
Не работа, а сплошная любовь.
Налоговая проверка. Нашли много нарушений. Но договорились. За взятку.
И всё по-прежнему. Одни пожурили, другие поневинничали.
Предприятия несут ощутимые денежные потери. От некомпетентности молодых главбушек. Но выгонять, наказывать их никто не собирается.
Деньги есть. На взятку и налоги хватит.
Ну и слава богу.
***
Социология это наука.
Социологи для явлений жизни свои термины дают.
Скажем, мораль первобытного человека называют «готтентотской моралью» («Hottentot Morality»).
Почему?
Была реальная история.
Христианский миссионер беседовал с одним из представителей южноафриканского племени готтентотов. На вопрос «Что такое плохо и что такое хорошо?» готтентот ответил: «Если мой сосед украдет мою корову, это плохо. Если я украду его корову, это хорошо».
Фактически это мораль человека, весь смысл жизни которого заключается в каждодневном ведении борьбы за элементарное выживание.
Но потом мы стали вроде бы продвинутее, мы уже вроде бы и не первобытные.
И мораль, кажись, вроде бы изменилась: «Не делай другому того, чего не желал бы себе».
***
Машенька девушка церковная. Она не просто так – свечечку поставить, пасочку посвятить. Живёт полнокровной церковной жизнью. Искренне верит в Бога, в жизнь после смерти, покаяние, добро, нравственность и так далее.
Машенька размышляет о мужчинах. Она мечтает о своём единственном принце.
– Чтобы был богатый, сильный, меня любил. И дарил мне дорогие подарки. Хочу розовую машину в большущих слониках!
– Маша, а если он бандит, убийца, злодей?
– А мне всё равно. Лишь бы был такой, как мне хочется.
– Но как тогда нравственность? Ведь он делает зло.
– Не знаю. Любят ведь и бандитов и всех прочих. И я то же самое. Для меня главное, чтобы меня любил и мне во всём нравился.
***
Странно, но поступки Вани, директоров и Машеньки напоминают мне готтентотскую мораль.
Выходит, они в состоянии борьбы за элементарное выживание?
Очень логично.
Что у детей, что в бизнесе, что везде в жизни – своя война.
***
Потом мне приходит на ум диалектика. Та, которой нас учили Маркс с Энгельсом.
Материалистическая.
Понятия условны. Они нужны нам для прояснения явлений жизни в какой-то отдельный момент бытия. Придавать им абсолютное значение нет оснований. Любое понятие не может описать жизнь в своей полноте.
Что зло, что добро – те же понятия.
Выходит, и конфеты ни зло, ни добро. Выходит, что и молоденькие главбушки не такие уж и плохие. А даже совсем наоборот – весьма симпатичные. Да и наш прославленный убийца – мужчина хоть куда.
Зло плавно перетекает в добро, добро в зло. А сверху их целует в темечко – любовь.
Мне нравится диалектика.