ирония, сатира, социальная критика, абсурд, современность, карантин, интернет, протест, городская поэзия, философская лирика,
Компромат, Концепции 0

Сборник стихов “Водянка на языке”.

От автора

В этом сборнике собраны стихотворения, написанные с 2019 по 2023 год. Они появлялись как мгновенная реакция на происходящее вокруг: кто-то что-то сказал в кафе, очередная реформа всколыхнула общество, знакомый поделился историей, или просто случилось то, мимо чего невозможно было пройти молча.

Каждое стихотворение – это попытка через иронию и абсурд показать правду о нашем времени. Здесь и офисные работники, спасающие утонувшие документы, и активисты с их наивными протестами, и феминистки, пытающиеся научить котов рожать, и одинокие люди в поисках счастья в интернете.

К каждому стихотворению дано краткое пояснение – о чём оно, почему написано, что за ним стоит. Это не инструкция по прочтению, а скорее приглашение к диалогу, возможность увидеть, как из повседневности рождается поэзия, как обычная жизнь превращается в строчки, а реальность становится метафорой.

Надеюсь, эти стихи заставят вас улыбнуться, задуматься и, может быть, взглянуть иначе на привычные вещи.

Александр Золотухин

zolot599@gmail.com

 

Водя́нка на языке́ от лопа́ты

 

Сиде́ли в кафе́ дво́е,

Пи́ли ко́фе, лопа́ту языко́м таска́я.

Взбугри́лась, вы́зрев во вла́жном ротово́м поко́е

На языке́ водя́нка – воО́от ТакА́я!

 

20.11.2019

 

В стихотворении двое сидят в кафе и без остановки разговаривают, используя кофе как повод для встречи. От бесконечной болтовни у них образно появляется мозоль на языке, как будто от работы лопатой.

 

Биологи́ческие реквизи́ты

 

Прихо́дный акт упал в очко сорти́ра.

Ива́ныч с горя плю́нул, хоть кричи́!

Стира́л, погла́дил – по́дписи размы́ло!

Но вме́сто – пя́тна слю́ней и мочи́!

 

20.11.2019

 

Это ироничное стихотворение о неприятном происшествии: важный бухгалтерский документ (приходный акт) случайно упал в туалет. Главный герой Иваныч пытался его спасти – даже стирал и гладил, но вместо нужных подписей на бумаге остались только пятна, и документ стал непригодным. В стихотворении комично обыгрывается серьёзная офисная проблема с испорченной документацией.

 

Ка́ждая ба́ба хо́чет име́ть себе́ раба́

 

Элеоно́р был си́ний, как пиджа́к.

Мари́ его на тре́мпеле носи́ла.

Укла́дывала не́жно в шкаф, люби́ла.

Элеоно́р был сча́стлив, как колпа́к.

 

22.11.2019

 

Стихотворение высмеивает безвольного мужчину по имени Элеонор, которым полностью управляет женщина Мари – она обращается с ним как с вещью, а ему это нравится, он доволен своей ролью бесхарактерного подкаблучника.

 

Групповы́е проце́ссы детермини́рованы, а индивидуа́льные случа́йны…

 

Свою любо́вь встреча́ем мы случа́йно.

Пусть бу́дет Та́ня, Ни́на, Ка́тя – всё равно́.

А лебеди́ный ключ лети́т спонта́нно.

Реша́ют лебеди́ный ди́скурс заодно́.

 

24.11.2019

 

Стихотворение противопоставляет случайность личной жизни (неважно, какую именно женщину встретишь – Таню, Нину или Катю) и закономерность групповых процессов, что показано через образ стаи лебедей, которые вместе, как общество, следуют определённому порядку в своём полёте.

 

Протесту́й, не протесту́й – всё равно́ придё́тся е́сть горо́ховую ка́шу!

 

Мы ви́лки согну́ли и е́ли рука́ми.

Согну́тые ви́лки – наи́вный проте́ст.

В разво́дах от па́льцев таре́лка-манифе́ст.

На ку́хне черпака́ми греми́т му́зыка, сколо́ченная повара́ми.

 

25.11.2019

 

Стихотворение иронично описывает бессмысленность протеста против власти: даже если люди сопротивляются (сгибают вилки, едят руками), это наивный и бесполезный протест, так как власть (“повара”) всё равно заставит подчиниться своим правилам (“есть гороховую кашу”).

 

Для сча́стья в ОТГ разме́рчик не тот

 

В отде́льно взя́той ОТГ нам рай не све́тит.

В рези́новом чехле́ нет сча́стья.

Ну ста́нешь фантома́сом от нена́стья.

Но кро́вь отхлы́нет – и разме́р засве́тит.

 

27.11.2019

 

Стихотворение иронизирует над реформой децентрализации в Украине: отдельно взятая маленькая объединённая территориальная громада (ОТГ) не может быть успешной и счастливой, как бы не пыталась “натянуть” на себя образ самодостаточной единицы – размер не тот, слишком мала для реальной независимости и процветания.

 

Фемини́сток подта́шнивает

 

Фемини́стки реша́ли зада́чу, где отве́т на три бу́квы.

Но у них получа́лось на пять, и они́ начина́ли опя́ть.

Бри́лись на́лысо, гры́зли но́гти, кото́в учи́ли рожа́ть.

Наконе́ц, обожра́лись сала́та, запи́ли со́ком и ковыря́лись в зуба́х

па́лочками из де́рева клю́квы.

 

28.11.2019

 

Стихотворение иронично высмеивает попытки феминисток преодолеть естественные биологические различия между полами: как бы они ни старались решить “задачу” (где ответ простой – “муж”), они усложняют всё, делают абсурдные вещи (бреются налысо, пытаются научить котов рожать), но природу не обманешь.

 

Интерне́т-бота́ник Алекса́ндр

 

Интерне́т-бота́ник Алекса́ндр,

Не име́я сил бежа́ть по кру́гу,

В интерне́т нашё́л свою подру́гу.

Окуну́вшись вме́сто сна в скафа́ндр.

 

29.11.2019

 

Стихотворение описывает одинокого интернет-зависимого человека Александра, которому трудно жить в реальном мире (“бежать по кругу”), и он пытается решить проблему одиночества через виртуальные отношения в интернете (как будто надевает “скафандр” вместо настоящей жизни), но это не даёт настоящего счастья.

 

Грантое́ды-космона́вты

 

Грантое́ды – это но́вая наро́дность.

Отлича́ется «большо́й любо́вью» к пра́вде.

Волоса́тыми рука́ми мнут дохо́дность.

Че́рез одного́ манку́рт на космона́вте.

 

30.11.2019

 

Стихотворение иронизирует над людьми, живущими на гранты в социальной сфере: они притворяются борцами за правду, но на самом деле просто зарабатывают деньги, выполняя условия грантодателей, при этом либо теряя свою национальную идентичность (становясь манкуртами), либо демонстрируя признаки психических отклонений (космонавты).

 

Траге́дия гражда́нского активи́ста

 

Активи́зм – это сре́дство кри́кнуть

   о себе́, что ты есть и жив.

Перебро́сить себя́ в наде́жде

   че́рез ты́сячу спин к со́лнцу.

Недожи́л, дострада́л, опусти́лся

   и попо́лз, непоме́рно визгли́в,

Как свинья́, вся в калу́, не по чи́ну,

   докопы́тил, бедня́га, к око́нцу.

 

30.11.2019

 

Стихотворение показывает трагедию гражданского активиста: через активизм человек пытается преодолеть одиночество и “дотянуться до солнца” (получить признание, славу), но в итоге, будучи сам несовершенным и грешным (“как свинья в калу”), он лишь немного приближается к своей цели (доползает до оконца, где виден слабый отблеск желаемого солнца).

 

По́иски себя седы́м бизнесме́ном, пережи́вшим лихи́е девяно́стые

 

Вы меня́ не люби́ли – и я вас то́же.

Ва́ши ме́рзкие ро́жи на зад похо́жи.

Ва́ши ки́слые ду́ши воня́ют гни́лью.

Вы меня́ растопта́ли – и я вас – пы́лью.

 

01.12.2019

 

Стихотворение показывает взаимную неприязнь между бизнесменом 90-х и обществом: люди презирают его, считая богатство нечестно нажитым, а он отвечает им тем же презрением, понимая, что их ненависть во многом вызвана завистью и собственной несостоятельностью.

 

Песе́ц поли́тики

 

Поли́тика – шу́ба истле́вшая,

Ду́лю прикры́ла небре́жно.

От шу́бы рука́ пожелте́вшая

Усо́хнет, как сон – неизбе́жно.

 

02.12.2019

 

Стихотворение через метафору старой шубы показывает, что политика лишь прикрывает обман (“дулю”), но такой подход обречён – как истлевшая шуба и пожелтевшая рука, лживая политика неизбежно придёт к своему концу.

 

Зако́н сохране́ния эне́ргии для поэ́та

 

Бутербро́д с колбасо́й рожда́ет слова́.

Пусто́му желу́дку все ба́йки – что хля́ки.

Под ка́ждый костё́р ищи́те дрова́.

Поле́но из ле́са везу́т на писа́ке.

 

04.12.2019

 

Стихотворение иронично показывает, что даже вдохновение поэта имеет материальную подоплёку: чтобы писать стихи (“рождать слова”), нужна еда (“бутерброд с колбасой”), а поэзия – это своего рода способ заработать на пропитание (“полено из леса везут на писаке”).

 

Поэ́т коммуни́зма

 

«Пое́здил сам – переда́л друго́му».

«Сходи́л в кино́ – написа́л в Фейсбу́к».

«Взял огуре́ц, а отда́л курдю́к».

«Люби́л одну́ – и себе́ оста́вил».

 

05.12.2019

 

Стихотворение иронично показывает противоречия коммунистической идеи делиться всем: вроде бы нужно отдавать даже больше, чем берёшь (взял простой огурец, а отдал курдюк – жировое отложение у овец, считающееся деликатесом), но есть вещи, например, любовь, которые человек не готов разделить с другими, оставляя только себе.

 

Ко́нтуры бу́дущего ми́ра

 

Де́нег не бу́дет, вме́сто них в ло́не встреч

Кре́пкие объя́тия твё́рдых плеч.

И не ла́йки, не фейсбу́чные шту́ки,

А и́менно челове́ческие ру́ки.

 

05.12.2019

 

Стихотворение описывает оптимистичный взгляд на будущее человечества: вместо денег и виртуальных знаков внимания (лайков в Facebook) ценностью станут настоящие человеческие отношения, выраженные через физический контакт – объятия и тепло человеческих рук.

 

Де́лай бо́льше се́лфи!

 

Де́лай бо́льше се́лфи, оставля́й следы́.

Для огро́мных да́нных ты подно́жный корм.

Как кора́бль по во́лнам в непосле́дний шторм,

Раствори́тся лик в со́тнях тонн воды́.

 

10.12.2019

 

Стихотворение иронично описывает судьбу всех селфи и постов в интернете: человек думает, что оставляет свой след, но на самом деле его фото и записи просто становятся “кормом” для больших данных (программ обработки информации), а его индивидуальность растворяется в огромном потоке подобной информации от миллиардов других людей.

 

Полта́ва. Мирова́я поэти́ческая принце́сса. Заключе́ние Котляре́вского

 

Родила́сь Полта́ва с жи́ру

Поэти́ческою до́чью ми́ру.

Принце́ссою.

Но́вые цари́ и цари́цы ду́ют в поэти́ческую ду́дочку.

А Котляре́вский заключё́н в прикрова́тную ту́мбочку.

Пове́сою.

Антите́зою.

 

11.12.2019

 

Стихотворение иронизирует над судьбой наследия Котляревского в Полтаве: хотя он сделал город поэтической “принцессой” и создал современный украинский язык, новые поэты (“цари и царицы”) пытаются занять его место, а сам Котляревский “заключён в прикроватную тумбочку” – его книги убраны подальше, чтобы не мешать современникам прославиться.

 

На Де́нь рожде́ния Та́не

 

Оли́вковые ку́щи ме́рили полта́вский лесосте́пь.

Полта́вскую.

Тури́сты протопта́ли тро́пы средь иго́лок.

Ми ви́дим силуэ́ты пре́жних комсомо́лок.

Да, Та́ня, меж бу́дущим и про́шлым зво́нка цепь.

Запра́вская.

 

13.12.2019

 

Стихотворение – поздравление Тане, в котором переплетаются разные периоды её жизни: оливковые рощи Албании, где она жила, сравниваются с полтавскими сосновыми лесами, где автор вместе с ней ходит в туристические походы, а её активная молодость комсомолки продолжается в настоящем через активный туристический отдых, образуя “звонкую цепь” между прошлым и будущим.

 

Сда́ча из кремато́рия

 

Нагороди́ли кремато́рий в сте́нах ро́зовых.

После́дний та́нец ве́ников берё́зовых.

Пред положи́ли те́ло. Сны весьма́ температу́рны.

И получи́ли сда́чу в ви́де с пра́хом у́рны.

 

19.12.2019

 

Стихотворение иронично описывает процесс кремации как обычную торговую операцию: в розовом здании крематория сжигают тело (“последний танец веников берёзовых” в горячей печи), а взамен, как сдачу в магазине, родственники получают урну с прахом.

 

Бу́дущее Но́вого Го́да

 

Пра́здник беспричи́нной ра́дости

Отмени́ли но́вой Конститу́цией.

Три ведра́ вчера́шней ра́дости

Замени́ли у́тренней поллю́цией.

 

29.12.2019

 

Стихотворение иронично описывает бессмысленность праздника Нового Года: это беспричинная радость, которую легко могут отменить законом, и тогда вместо праздничных излишеств и их последствий (“три ведра вчерашней радости” – мусор и отходы после праздника) останется только утренняя поллюция (непроизвольное семяизвержение во сне) – как символ вынужденного воздержания от праздничного веселья.

 

Нико́льский пода́рок наде́жды

 

За́пах све́жего се́на, кото́рым у́стлан храм.

Ра́нняя слу́жба – рабо́та невы́спавшимся слеза́м.

Пять киломе́тров покло́нов, моли́твы роня́ют гони́мы.

Нико́льский пода́рок наде́жды почи́вшего ста́рца Зоси́мы.

 

08.01.2020

 

Стихотворение описывает паломничество в монастырь села Никольское Донецкой области: свежее сено на полу храма, ранняя служба со слезами невыспавшихся прихожан, долгие молитвы с поклонами – и всё это как духовный подарок надежды от почившего старца Зосимы, основателя этого монастыря.

 

Как стать миллионе́рами в усло́виях каранти́на

 

Мы зашли́ в квест-ко́мнату «Каранти́н».

Би́знес сдох – оде́ли роль пенсионе́ров.

«Приглаша́ем в Клуб миллионе́ров!

Миллио́н за вход – со всех оди́н!

Шу́тим, па́рим)))

Для опла́ты вхо́да миллио́н вам да́рим!»

 

25.03.2020

 

Стихотворение, написанное по заказу Веры Ковальчук о бизнесе во время карантина, иронично описывает ситуацию: предприниматели, чей бизнес “сдох”, оказались в положении пенсионеров, и единственный способ стать миллионерами – это получить поддержку от государства, что показано через абсурдное предложение: “для оплаты входа миллион вам дарим”.

 

Как де́вочка Зо́я сде́лала в дисконти́ровании ды́рки для глаз, но́са и рта

 

Зо́е купи́ли гало́ши на вы́рост.

Че́рез три го́да сказа́ли – как раз.

Де́вка наду́ла свой но́ров зади́рист –

Пе́тя тести́рует противога́з.

 

25.03.2020

 

Стихотворение, написанное по заказу Елены Жуковой о дисконтировании в бухучёте, иронично сравнивает этот процесс с покупкой галош на вырост: как девочке Зое не нравится ждать три года, пока галоши станут впору, так и бухгалтерам не нравится дисконтирование (определение будущей стоимости денег). Их возмущение так сильно, что директор (Петя) вынужден “тестировать противогаз” – прятаться от недовольства бухгалтеров.

 

Удалё́нная рабо́та на каранти́не

 

Суета́ вы́блевала нас мо́крыми,

Мё́ртвыми, с растё́кшимся холодцо́м души́.

Сиди́м тепе́рь в свои́х пы́льных ко́мнат тиши́

Бро́шенными, одино́кими, нену́жными и сразу до́брыми.

 

27.03.2020

 

Стихотворение, написанное по заказу Алёны Гончаренко о дистанционной работе, показывает, как повседневная суета “выблевывает” людей в тишину домашней работы (словно рождает их мокрыми и мёртвыми, с душой как растёкшийся холодец). Оторванные от привычной суеты, они страдают от этого вынужденного “рождения” в тишину, чувствуют себя брошенными, одинокими и ненужными в своих пыльных комнатах, и от этого страдания становятся добрыми.

 

Ма́трица: Воскреше́ние

 

Не́о купи́л пирожки́ с карто́шкой.

– На́, возьми́, – протяну́л Три́нити.

– Я́ е́м то́лько с пови́длом, пожди́ немно́жко.

И в кио́ск на свое́й INFÍNITI.

 

25.12.2021

 

Стихотворение иронично обыгрывает фильм “Матрица: Воскрешение”: Тринити хочет сделать так, как она хочет, а не как хочет Нео, поэтому отвергает предложение Нео попробовать пирожок с картошкой и демонстративно делает по-своему, уезжая на дорогой машине покупать пирожок с повидлом.

 

Больша́я курча́вая

 

У Пу́шкина больша́я курча́вая голова́,

Мозг, ско́мканный из рого́в го́рных козло́в.

Не стихи́, а кроша́щая зу́бья пахлава́.

ВОн с пьедеста́ла! Не на́до нам ва́ших христо́в!

 

25.11.2022

 

Стихотворение иронично описывает отношение к сносу памятников Пушкину: его курчавая голова, гениальный мозг (“скомканный из рогов горных козлов”) и сладкие, как пахлава, стихи уже “набили оскомину”, поэтому его хотят сбросить с пьедестала – не нужны больше кумиры (“ваши христы”), даже если это великий Пушкин. Это сатира на современную тенденцию отвергать классику просто потому, что она “надоела” и “хочется чего-то нового”.

 

Грантое́дское мурло́

 

Любо́е грантое́дское мурло́

За де́ньги Шта́тов нам свисти́т о ра́е.

Но начища́ет ка́ждый здесь своё́ кайло́.

Нам ну́жно быть гото́вым к ма́ю.

 

2022-2023

 

Стихотворение критически описывает ситуацию с грантополучателями из США: они красиво рассказывают о демократии и светлом будущем (“свистят о рае”), но реальные внутренние проблемы страны остаются нерешёнными, и каждому приходится готовить своё “кайло” (инструмент для борьбы) к “маю” – времени, когда придётся самим отстаивать свои права, как это исторически делали рабочие.

Поделиться:
0
Александр Золотухин

Александр Золотухин

Организатор Дисскуссионного Клуба Полтава, консультант по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *